Самодельный макрообъектив
Макрофотографией обычно называют съёмку миниатюрных объектов в масштабе 1:1 или крупнее. Это интереснейшая область фотографии, позволяющая увидеть окружающий нас мир совершенно другими глазами — мир предметов и существ, которых мы в повседневной жизни обычно не замечаем.
Профессионалы и опытные любители используют для этой цели зеркальные фотокамеры со специальными макрообъективами. Кроме специальных объективов для съёмки с большим увеличением очень часто приходится использовать удлинительные кольца, насадочные линзы, раздвижные меха, дополнительные внешние осветители, штативы и другие весьма дорогие аксессуары. Далеко не каждый фотолюбитель может себе позволить такое дорогостоящее «хобби».
Однако не всё так грустно. Заняться макросъёмкой можно даже в том случае, если у вас имеется лишь недорогая цифровая компакт-камера. Чтобы с помощью такой камеры можно было производить фотосъёмку с большими увеличениями, её объектив надо оснастить внешней насадочной линзой. В качестве высококачественной насадочной линзы для камеры «Canon PowerShot А 710» я использовал объектив «Гелиос-44» легендарного отечественного плёночного фотоаппарата «Зенит» (фото 1). Для этого его не пришлось даже как-то переделывать.
У 710-го «Canon» оказалось одно замечательное достоинство — своеобразный «байонет» на корпусе камеры для крепления «аксессуаров» с надевающимся на него кольцом-заглушкой (фото 2). Ещё большей удачей оказалось то, что внешний диаметр этой заглушки совпал с внутренним диаметром переднего посадочного кольца на объективе «Гелиос-44» (для светофильтров, М52х0,75). Поэтому я просто вклеил это кольцо-заглушку в оправу от старого светофильтра (фото 3).
Кроме оправы с вклеенным кольцом-заглушкой потребовалось собрать вместе (как показано на фото 3) ещё несколько таких же оправ от светофильтров. Собранные вместе они служат дистанционной втулкой проставкой для увеличения расстояния между передней линзой зум объектива камеры и передней линзой «Гелиоса». Дистанционная втулка необходима для того, чтобы зум объектив не упирался при выдвижении в переднюю линзу «Гелиоса» и не мог повредить её.
Собирается вся конструкция очень просто. «Гелиос-44» переворачиваем «задом наперёд», навинчиваем на него дистанционную втулку проставку из оправ светофильтров (фото 4) и защёлкиваем на байонете на корпусе камеры (фото 5). При съёмке штатный объектив камеры нужно всегда устанавливать в положение максимального фокусного расстояния — максимальный «зум» или режим телесъёмки. Это позволит избежать виньетирования кадра.
При макросъёмке на природе практически всегда требуется дополнительное освещение объекта. Для этого вполне можно использовать встроенную вспышку фотоаппарата, если изготовить простейший отражатель из картона и зеркального скотча, который крепится к компакту при помощи штативной гайки (фото 6).
На фото 7 — маковые зёрнышки. По этому снимку легко рассчитать увеличение, которого можно добиться таким способом — размеры одного зёрнышка составляют примерно 1×1,2 мм. Чтобы снять этот кадр, камера была установлена на штатив для устранения вибраций, поскольку съёмка «с рук» с таким увеличением и на таком маленьком расстоянии до объекта затруднительна (фото 8).
Источник: Сам 3’2010